A A A     Белыый контрастный Черный контрастный Синий контрастный     Скрыть картинки Показать картинки     Ч/б картинки Цветные картинки
О концепции нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
По прошествии 17 лет со дня вступления в силу Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) назрела объективная необходимость научного осмысления и анализа сложившейся за эти годы практики его применения, а также критической оценки эффективности его норм с учетом внесенных многочисленных изменений, конституционных требований.
Одним из наглядных подтверждений обоснованности такой критической оценки может служить статистика внесенных в КоАП РФ изменений. Так, за вышеуказанный период принят 621 федеральный закон, которым в КоАП РФ внесено уже свыше 4 800 изменений.
При этом вносимые в КоАП РФ изменения зачастую не носят системного характера, что приводит к нарушению единства правового регулирования сходных по своему содержанию общественных отношений, неурегулированности ряда ключевых для сферы административной ответственности общественных отношений и, в конечном счете, негативным образом влияет на обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц.
Кроме того, продолжающийся процесс развития современной системы федерального законодательства в различных областях влечет в настоящее время необходимость регулярного уточнения составов многих административных правонарушений в соответствующих главах Особенной части КоАП РФ.
При этом необходимо учитывать, что совершенствование законодательства об административных правонарушениях невозможно осуществлять изолированно от реформирования отраслевого законодательства, проводимого в настоящее время в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности.
На сайте http://static.government.ru обнародована концепция нового КоАП РФ, который должен вступить в силу с 1 января 2021 года. Данный документ предусматривает, в том числе, следующие изменения:
- наказание перестанет быть самоцелью, перед контрольно-надзорными органами больше не будет стоять задача наказать и оштрафовать. Приоритетное значение будет отведено профилактике нарушений, в том числе и принудительной. Наказание предполагается установить для случаев, когда она не подействует, при этом будет применяться риск-ориентированный подход;
- в КоАП РФ не будет процессуальных норм, в нем планируется сохранить положения о подведомственности, а нормы, регулирующие судопроизводство, перенесут в процессуальное законодательство;
- административные правонарушения разделят на категории исходя из характера и степени общественного вреда (наступили ли негативные последствия, есть ли угроза таких последствий). Например, правонарушения повышенной вредности могут быть отнесены к категории грубых. В зависимости от категории установят виды и размеры наказаний;
- предлагается сократить количество составов административных правонарушений, по которым к ответственности будет привлекать суд. Ограничатся только составами повышенной общественной вредности и по которым назначать наказания вправе только суд;
- будет наведен порядок в сроках давности привлечения к административной ответственности. Для каждой категории административного правонарушения будет свой срок давности, при этом будет учитываться характер и степень общественной вредности правонарушений той или иной категории;
- правило о том, что любые изменения в Кодекс вносятся только отдельными федеральными законами, сохранится, при этом проекты федеральных законов о внесении изменений в новый КоАП РФ могут быть внесены в Госдуму только при наличии официального отзыва Правительства РФ;
- предполагается установить специальный срок для вступления в силу поправок к новому КоАП РФ: не ранее чем по истечении трех месяцев со дня официального опубликования;
Как отмечается в документе, в ходе работы над текстом нового КоАП РФ обозначенные подходы могут быть изменены.