A A A     Белыый контрастный Черный контрастный Синий контрастный     Скрыть картинки Показать картинки     Ч/б картинки Цветные картинки
В сфере земельного надзора
  1. Инспекторы вашего Управления в ходе проверок требуют результаты анализа почв на остаточное количество пестицидов, правомерно ли это?


ОТВЕТ: Для предупреждения накопления в почве стойких и активно мигрирующих пестицидов руководителями работ должно быть обеспечено строгое соблюдение установленных регламентов и рекомендаций по применению (нормы расхода препарата, кратность, время, способ обработок) конкретных препаратов, а землепользователями - контроль за содержанием в почвах остаточных количеств пестицидов и возможных опасных метаболитов или компонентов использованных препаратов.

Пестициды проникают в почву непосредственно при опрыскивании посевов и насаждений, при внесении против почвенных вредителей и с протравленными семенами. Вследствие интенсивного применения химических средств защиты растений в течение последних лет, в почву внесено большое количество различных препаратов, что может привести к накоплению значительных остатков некоторых стойких веществ. Бесконтрольное применение пестицидов, как следствие, негативным образом отражается на здоровье человека. Сельхозтоваропроизводители должны вести учет поступления и применения пестицидов в специальных документах, чтобы можно было проконтролировать соблюдение регламента применения средств защиты растений (нормы расхода препарата, кратность, время, способ обработок)  на каждом земельном участке (поле), проследить динамику остаточного количества пестицидов в почве.

Согласно Федеральному закону № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.

В соответствии с п. 10 статьи 5 Закона Республики Башкортостан от 26.09.2014 г. № 131-з «Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Республике Башкортостан» собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны обеспечивать контроль за содержанием в почвах остаточного количества пестицидов и возможных опасных метаболитов или компонентов использованных препаратов.




2. Почему ваш инспектор оформил на меня протокол за неиспользование мной земельного участка, хотя я свою долю (пай) ежегодно скашиваю на сено и не должен отвечать за других дольщиков которые ничем не занимаются?


ОТВЕТВы являетесь дольщиками (совладельцами) всего земельного участка и даже если Вы «колышками отметили на поле свою часть» и используете но назначению, но при этом не провели работы по выделению доли и оформлению собственности на выделенный участок Вы несете солидарную ответственность за все нарушения, допущенные на всей территории участка. При выявлении нарушения инспектор составляет протоколы на всех граждан имеющих долю в праве на земельный участок. Чтобы в дальнейшем избежать таких неприятностей необходимо выйти из долевой собственности и оформить выделенную долю в собственность, Вы будете полноправным собственником образованного земельного участка и будете нести ответственность только за свои действия. Порядок выделенияземельного участка в счет своей земельной долиустановлен статьей 13 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».




3. У меня имеется земельный участок полученный в долевую собственность (пай). Потом я свою долю отмежевал и оформил собственность на образовавшийся участок. Могу ли я организовать на своем участке прудовое хозяйство по разведению рыбы?

ОТВЕТ: Часть 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации определяет, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства) гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество. То есть земельный кодекс разрешает ведение аквакультуры на земельных участках сельскохозяйственного назначения. Но как и любое строительство обустройство пуда связано с проектированием, прохождением экспертиз, получением разрешения на строительство и т. д. В проекте должна быть предусмотреноснятие плодородного слоя почвы с затапливаемой территории с целью использования его для рекультивации земельного участка либо улучшения малопродуктивных земель.




4. Хочу организовать сельскохозяйственную ферму по выращиванию кроликов на принадлежащем мне участке земли сельскохозяйственного назначения (разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства). Прошу дать разъяснение – есть ли ограничения на какой удаленности от населенных пунктов должно располагаться данное хозяйство?

Ответ:
Управление Россельхознадзора по РБ не наделено полномочиями по разъяснению положений земельного, градостроительного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Вместе с тем, по Вашему обращению считаем отметить следующее.
В соответствии со статьей 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства): крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 07.07.2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).
Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений (пункт 3 статьи 4 указанного Федерального закона).
Таким образом, принадлежащий Вам земельный участок, расположенный вне границ населенного пункта, может быть использован как полевой земельный участок только для ведения личного подсобного хозяйства, а именно для выращивания многолетних сельскохозяйственных культур, сенокошения или выпаса сельскохозяйственных животных. Строительство на указанном земельном участке объектов недвижимости, в том числе зданий и строений, используемых для размещений сельскохозяйственной фермы для выращивания кроликов, законодательством не допускается.
В то же время, для организации сельскохозяйственной фермы на указанном земельном участке необходимо выполнить следующие мероприятия:
- изменить вид разрешенного использования данного участка с «ведение личного подсобного хозяйства» на «размещение зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения сельскохозяйственных животных»;
- провести публичные слушания для внесения изменений в генеральный план сельского поселения, на территории которого планируется разместить данный объект недвижимости;
- подготовить проект и получить разрешение на строительство.
На наш взгляд для организации сельскохозяйственной фермы по выращиванию кроликов Вам необходимо организовать и зарегистрировать крестьянское (фермерское) хозяйство.
Расстояние от сельскохозяйственной фермы до населенного пункта определяется ее санитарно-защитной зоной. В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вопросы по размещению объектов сельскохозяйственного назначения и установлению их санитарно-защитных зон должны быть предусмотрены нормативами градостроительного проектирования, схемами территориального планирования, генеральными планами городских и сельских поселений, при соблюдении соответствующих санитарных правил.
В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, введенными в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 г. № 74, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.01.2008 г., регистрационный № 10995, санитарно-защитная зона в отношении объектов и производств агропромышленного комплекса, в частности хозяйств с содержанием животных, устанавливается в зависимости от класса и поголовья.
Так по классу IV хозяйства с содержанием животных до 100 голов санитарно-защитная зона составляет 100 метров, а по классу V хозяйства содержанием животных до 50 голов санитарно-защитная зона составляет 50 метров. Согласно режиму территории санитарно-защитной зоны в ней не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
Обращаем внимание, что в связи с отсутствием у Управления Россельхознадзора по РБ полномочий по осуществлению официального толкования федеральных законов и нормативных правовых актов данное разъяснение не является обязательным для правоприменителей.



5. Вопрос: Для чего нужно проводить агрохимический анализ почвы?

Будет ли обращено внимание на отсутствие результатов агрохимического анализа почвы в ходе проведения плановой проверки хозяйствующего субъекта специалистами Россельхознадзора?


Ответ: Агрохимический анализ почвы имеет немаловажное значение. Он необходим для определения степени обеспеченности почвы основными элементами минерального питания, определения механического состава почвы, водородного показателя и степени насыщения органическим веществом.

Он способствует принятию целесообразных и продуманных решений, способствующих организации мероприятий по повышению плодородия используемых земель.

Для проведения анализа почвы необходимо заключить договор с лабораторией на оказание услуги – отбора почвенного анализа.

В соответствии со статьями 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 8 Федерального закона от 16.07.1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения, то есть выполнять установленные требования и проводить обязательные мероприятия по улучшению земель.

Если в ходе проверки будет установлено, что хозяйствующим субъектом, использующим сельхозугодья, не проведено агрохимическое обследование земельного участка, то должностное лицо Россельхознадзора вправе составить протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.




6. Вопрос: Являюсь собственником земельной доли в составе земельного участка сельскохозяйственного назначения, часть которого заросла древесно-кустарниковой растительностью. Будет ли считаться уничтожение древесно-кустарниковых растений, произросших естественным способом на таком земельном участке, нарушением законодательства Российской Федерации?


Ответ: В соответствии со статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны проводить агротехнические, агрохимические мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями.

При уничтожении древесно-кустарниковой растительности, расположенной на земельном участке, отнесенном к категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием для производства сельскохозяйственной продукции, прежде всего, преследуется цель для его возвращения в сельскохозяйственный оборот и исключения совершения подведомственного Россельхознадзору административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Вместе с тем, такие действия не будут содержать признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.28 КоАП РФ «Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан».

В данном случае объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие при использовании и охране лесного фонда. Предметами правонарушения могут быть различные виды лесной растительности как естественного, так и искусственного происхождения, произрастающие на землях лесного фонда, находящиеся в естественном состоянии - на корню.