1. Вопрос: Инспекторы вашего Управления в ходе проверок требуют результаты анализа почв на остаточное количество пестицидов, правомерно ли это?
Пестициды проникают в почву непосредственно при опрыскивании посевов и насаждений, при внесении против почвенных вредителей и с протравленными семенами. Вследствие интенсивного применения химических средств защиты растений в течение последних лет, в почву внесено большое количество различных препаратов, что может привести к накоплению значительных остатков некоторых стойких веществ. Бесконтрольное применение пестицидов, как следствие, негативным образом отражается на здоровье человека. Сельхозтоваропроизводители должны вести учет поступления и применения пестицидов в специальных документах, чтобы можно было проконтролировать соблюдение регламента применения средств защиты растений (нормы расхода препарата, кратность, время, способ обработок) на каждом земельном участке (поле), проследить динамику остаточного количества пестицидов в почве. Согласно Федеральному закону № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий. В соответствии с п. 10 статьи 5 Закона Республики Башкортостан от 26.09.2014 г. № 131-з «Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Республике Башкортостан» собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны обеспечивать контроль за содержанием в почвах остаточного количества пестицидов и возможных опасных метаболитов или компонентов использованных препаратов.
2. Вопрос: Почему ваш инспектор оформил на меня протокол за неиспользование мной земельного участка, хотя я свою долю (пай) ежегодно скашиваю на сено и не должен отвечать за других дольщиков которые ничем не занимаются?
3. Вопрос: У меня имеется земельный участок полученный в долевую собственность (пай). Потом я свою долю отмежевал и оформил собственность на образовавшийся участок. Могу ли я организовать на своем участке прудовое хозяйство по разведению рыбы?
4. Вопрос: Хочу организовать сельскохозяйственную ферму по выращиванию кроликов на принадлежащем мне участке земли сельскохозяйственного назначения (разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства). Прошу дать разъяснение – есть ли ограничения на какой удаленности от населенных пунктов должно располагаться данное хозяйство?
Управление Россельхознадзора по РБ не наделено полномочиями по разъяснению положений земельного, градостроительного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Вместе с тем, по Вашему обращению считаем отметить следующее.
В соответствии со статьей 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства): крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 07.07.2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).
Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений (пункт 3 статьи 4 указанного Федерального закона).
Таким образом, принадлежащий Вам земельный участок, расположенный вне границ населенного пункта, может быть использован как полевой земельный участок только для ведения личного подсобного хозяйства, а именно для выращивания многолетних сельскохозяйственных культур, сенокошения или выпаса сельскохозяйственных животных. Строительство на указанном земельном участке объектов недвижимости, в том числе зданий и строений, используемых для размещений сельскохозяйственной фермы для выращивания кроликов, законодательством не допускается.
В то же время, для организации сельскохозяйственной фермы на указанном земельном участке необходимо выполнить следующие мероприятия:
- изменить вид разрешенного использования данного участка с «ведение личного подсобного хозяйства» на «размещение зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения сельскохозяйственных животных»;
- провести публичные слушания для внесения изменений в генеральный план сельского поселения, на территории которого планируется разместить данный объект недвижимости;
- подготовить проект и получить разрешение на строительство.
На наш взгляд для организации сельскохозяйственной фермы по выращиванию кроликов Вам необходимо организовать и зарегистрировать крестьянское (фермерское) хозяйство.
Расстояние от сельскохозяйственной фермы до населенного пункта определяется ее санитарно-защитной зоной. В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вопросы по размещению объектов сельскохозяйственного назначения и установлению их санитарно-защитных зон должны быть предусмотрены нормативами градостроительного проектирования, схемами территориального планирования, генеральными планами городских и сельских поселений, при соблюдении соответствующих санитарных правил.
В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, введенными в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 г. № 74, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.01.2008 г., регистрационный № 10995, санитарно-защитная зона в отношении объектов и производств агропромышленного комплекса, в частности хозяйств с содержанием животных, устанавливается в зависимости от класса и поголовья.
Так по классу IV хозяйства с содержанием животных до 100 голов санитарно-защитная зона составляет 100 метров, а по классу V хозяйства содержанием животных до 50 голов санитарно-защитная зона составляет 50 метров. Согласно режиму территории санитарно-защитной зоны в ней не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
Обращаем внимание, что в связи с отсутствием у Управления Россельхознадзора по РБ полномочий по осуществлению официального толкования федеральных законов и нормативных правовых актов данное разъяснение не является обязательным для правоприменителей.
5. Вопрос: Для чего нужно проводить агрохимический анализ почвы?
Будет ли обращено внимание на отсутствие результатов агрохимического анализа почвы в ходе проведения плановой проверки хозяйствующего субъекта специалистами Россельхознадзора?
Он способствует принятию целесообразных и продуманных решений, способствующих организации мероприятий по повышению плодородия используемых земель. Для проведения анализа почвы необходимо заключить договор с лабораторией на оказание услуги – отбора почвенного анализа. В соответствии со статьями 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 8 Федерального закона от 16.07.1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения, то есть выполнять установленные требования и проводить обязательные мероприятия по улучшению земель. Если в ходе проверки будет установлено, что хозяйствующим субъектом, использующим сельхозугодья, не проведено агрохимическое обследование земельного участка, то должностное лицо Россельхознадзора вправе составить протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Вопрос: Являюсь собственником земельной доли в составе земельного участка сельскохозяйственного назначения, часть которого заросла древесно-кустарниковой растительностью. Будет ли считаться уничтожение древесно-кустарниковых растений, произросших естественным способом на таком земельном участке, нарушением законодательства Российской Федерации?
При уничтожении древесно-кустарниковой растительности, расположенной на земельном участке, отнесенном к категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием для производства сельскохозяйственной продукции, прежде всего, преследуется цель для его возвращения в сельскохозяйственный оборот и исключения совершения подведомственного Россельхознадзору административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Вместе с тем, такие действия не будут содержать признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.28 КоАП РФ «Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан». В данном случае объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие при использовании и охране лесного фонда. Предметами правонарушения могут быть различные виды лесной растительности как естественного, так и искусственного происхождения, произрастающие на землях лесного фонда, находящиеся в естественном состоянии - на корню.
7. Вопрос: В Архангельском районе при межевании земельных паев в полях были заросли кустарников и деревьев. При раскорчевке и очистке полей, деревья пригодны для использования в качестве дров. Но возникают вопросы при вывозке дров с сотрудниками ДПС и инспекцией Государственной лесной охраны. Просим разъяснить наше положение.
При уничтожении древесно-кустарниковой растительности, расположенной на земельном участке, отнесенном к категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием для производства сельскохозяйственной продукции, прежде всего, преследуется цель для его возвращения в сельскохозяйственный оборот и исключения совершения подведомственного Россельхознадзору административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Вместе с тем, такие действия не будут содержать признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.28 КоАП РФ «Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан».
В данном случае объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие при использовании и охране лесного фонда. Предметами правонарушения могут быть различные виды лесной растительности как естественного, так и искусственного происхождения, произрастающие на землях лесного фонда, находящиеся в естественном состоянии - на корню.
*Ответ подготовлен с использованием сведений, изложенных в письме Минсельхоза России от 13.02.2018 г. № 15/121 «О рубке древесной растительности на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения».
На наш взгляд, перед вывозом и транспортировкой дров, заготовленных в результате спиливания древесной растительности на земельном участке сельскохозяйственного назначения, необходимо до начала очистки участка от древесной растительности уведомить представителей управления (отдела) сельского хозяйства, муниципального земельного контроля, лесничества, полиции, специалиста-землеустроителя (при наличии такового), других заинтересованных лиц о проведении данного мероприятия, и далее на месте составить акт о том, что спиленные деревья произрастали на землях сельскохозяйственного назначения.
Данный вопрос Управлением будет согласован с соответствующими заинтересованными службами и доведен до вас позже.
***Разъяснение от Минлесхоза РБ / дополнение к ответу
8. Вопрос: По результатам открытого конкурса заключен договор аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины. Подъезд к делянке возможен только через сельскохозяйственные угодья. Каким образом осуществить вывоз заготовленной древесины без нанесения ущерба землям сельскохозяйственного назначения?
В целях исключения данного административного правонарушения и избежания административной ответственности рекомендуется осуществлять данные работы, используя внутрихозяйственные дороги по согласованию с правообладателями сельхозземель, вне периодов весенней и осенней распутицы.
Перед началом данных работ необходимо уточнить: кто является правообладателем земельного участка сельскохозяйственного назначения, через который нужно осуществить вывоз древесины. Такую информацию можно получить в Комитете по управлению собственностью муниципального района. За более подробной информацией о земельном участке (кадастровый номер, площадь, местоположение, категория земель, вид разрешенного использования, сведения о зарегистрированных правах, обременениях и т.д.) следует обратиться в местный отдел регионального управления Росреестра или использовать Публичную кадастровую карту, размещенную на сайте ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра».
Располагая такой информацией и используя положения статей 23, 39.23 Земельного кодекса Российской Федерации, с правообладателем земельного участка нужно оформить соглашение о праве ограниченного пользования чужим земельным участком (о сервитуте). В случае нанесения ущерба сельскохозяйственному товаропроизводителю (например, уничтожение посевов) следует определить размер соразмерной платы, способной покрыть возникшие убытки, в том числе упущенную выгоду.
Если всё вышеперечисленное не будет выполнено, то по обращению собственника или арендатора земельного участка сельскохозяйственного назначения государственным органом, уполномоченным осуществлять государственный земельный надзор, будут приняты меры административного реагирования к лицу, допустившему нарушение земельного законодательства.
9. Вопрос: В отношении организации, проводившей демонтаж бездействующего трубопровода на землях сельскохозяйственного назначения, вынесено постановление о назначении административного наказания в виде штрафа по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Какие могут для нее наступить последствия, корме уплаты административного штрафа, за данное нарушение?
В результате таких действий наносится ущерб почве как объекту охраны окружающей среды. При неправильном проведении земляных работ происходит смешивание верхнего плодородного слоя почвы (гумуса) с минеральным грунтом (глиной), что влечет за собой снижение плодородия земель, а при нарушении технологии демонтажа нефтепроводных труб может произойти загрязнение нефтесодержащей жидкостью плодородного слоя почвы. Такие случаи, как правило, допускаются при несанкционированном нарушении почвенного профиля и при отсутствии проекта рекультивации нарушенных земель.
Дополнительно следует отметить, что может быть нанесен ущерб и сельскохозяйственной организации, для которой сельхозугодья являются основным средством производства.
Факт порчи земель устанавливается при отборе почвенных проб на основании заключения экспертной организации. Кроме того определяется площадь участка, на которой допущено данное нарушение.
Пункт 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» обязывает юридических и физических лиц, причинивших вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Согласно статье 78 вышеназванного закона компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда.
Если лицо, допустившее такое нарушение, в самостоятельном порядке не примет необходимых мер по восстановлению плодородного слоя почвы на нарушенном участке и возмещению соответствующего ущерба, то Россельхознадзором могут быть использованы полномочия по его принуждению в судебном порядке провести рекультивацию в соответствии с Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными постановлением Правительства Российской от 10.07.2018 г. № 800, и возмещению ущерба в стоимостной форме, после предъявления соответствующей претензии.
Исчисление размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, производится в соответствии с методикой, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 г.№ 238 (в редакции от 11.07.2018 г.).
10. Вопрос: На все ли земли сельскохозяйственного назначения распространяются полномочия Россельхознадзора?
Действие настоящего Закона № 101-ФЗ не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные, дачные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации (абзац 2 пункта 1 статьи 1 Закона № 101-ФЗ).
Одновременно следует обратить внимание, что Федеральным законом от 29.12.2017 г. № 447-ФЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 14.1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"» в указанный абзац вносится изменение - исключается слово «дачные».
Таким образом, с 1 января 2019 года действие Закона № 101-ФЗ не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества.
Согласно разъяснениям Россельхознадзора, изложенным в письмеот 26.07.2018 г. № ФС-ЮШ-5/17994, указанные изменения связаны с вступлением в силу с 01.01.2019 г. Федерального закона от 29.07.2017 г.№ 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 217-ФЗ) и признании утратившим силу Федерального закона от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
Согласно части 26 статьи 54 Закона № 217-ФЗ территориальные зоны ведения дачного хозяйства, а также территории, предназначенные для ведения дачного хозяйства, в составе иных территориальных зон, установленные в составе утвержденных до дня вступления в силу указанного закона правил землепользования и застройки, считаются соответственно территориальными зонами садоводства и территориями садоводства.
11. Вопрос:
Может ли считаться нарушением законодательства не проведение анализа за содержанием в почве остаточного количества пестицидов.
В частности, правообладатели земельных участков обязаныосуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду.
В соответствии с абзацем вторым статьи 7 Федерального закона№ 101-ФЗ и пунктом 2 статьи 4 Закона РБ № 131-з правообладатели земельных участков вправе проводить агротехнические, агрохимические, мелиоративные, фитосанитарные и противоэрозионные мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Под агрохимическиммероприятием понимается совокупность научно обоснованных приемов применения агрохимикатов и пестицидов в целях воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения при обеспечении мер по безопасному обращению с ними в целях охраны окружающей среды (статья 1 Федерального закона № 131-ФЗ).
В случае выполнения такого мероприятия правообладатели земельных участков обязаны обеспечивать контроль за содержанием в почвах остаточного количества пестицидов и возможных опасных метаболитов или компонентов использованных препаратов (пункт 10 статьи 5 Закона РБ № 131-з). Федеральный закон № 101-ФЗ такой обязанности не устанавливает, но обязывает правообладателей земельных участков выполнять другие обязанности, предусмотренные, в том числе, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Также правообладатели земельных участков обязаны представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов (абзац четвертый статьи 8 Федерального закона № 101-ФЗ).
Кроме того, согласно подпункту 6 пункта 5 Правил обеспечения сохранения и восстановления плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Республике Башкортостан, утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан от 01.08.2018 г. № 369, правообладатели земельных участков обязаны соблюдать установленные регламенты применения пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к использованию на территории Российской Федерации, не допускать загрязнения земель сельскохозяйственного назначения пестицидами и агрохимикатами выше предельно допустимых концентраций.
Все это должно фиксироваться в документации, имеющейся у сельскохозяйственного товаропроизводителя, использующего применение агрохимикатов и пестицидов на землях сельскохозяйственного назначения (журнал учета применения пестицидов и агрохимикатов, паспорт агрохимического обследования). После применения пестицидов и агрохимикатов необходимо провести анализ по содержанию в почве остаточного количества пестицидов.
Дополнительно следует отметить, что согласно статье 11 Федерального закона № 101-ФЗ одним из направлений обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения является осуществление контроля за качеством используемых в целях обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения агрохимикатов и пестицидов и контроль за безопасным обращением с ними, а статьей 17 Федерального закона № 101-ФЗ предусмотрено обязательное подтверждение соответствия агрохимикатов и пестицидов согласно Федеральному закону от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании»(статья 23) и Правилам проведения сертификации химической продукции (пункт 6.2), утвержденным постановлением Госстандарта Россииот 03.12.1999 г. № 61 (зарегистрировано в Минюсте РФ 27.03.2000 г.№ 2167).
Согласно пункту 9.3.4. Положения об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Башкортостан, утвержденному приказом Россельхознадзора от 15.04.2013 г. № 173) к полномочиям Управления Россельхознадзора по Республике Башкортостан относится осуществление государственного земельного надзора в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в том числе за:
- обеспечением защиты указанных земель от загрязнения их опасными химическими веществами, патогенами и экопатогенами;
- соблюдением требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
- соблюдением требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель.
При проведении плановой проверки должностные лица Россельхознадзора вправе проверить документацию на предмет применения пестицидов и агрохимикатов и проведения анализа на остаточные количества пестицидов в почве.
Отсутствие у проверяемого хозяйствующего субъекта контроля за содержанием в почве остаточного количества пестицидов при их применении образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) «Невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель».
В данном случае за бездействие, то есть за невыполнение обязательных требований законодательства, должностным лицом Россельхознадзора в отношении правообладателя земельного участка сельскохозяйственного назначения может быть составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ, устанавливающей высокие штрафные санкции, и выдано предписание на устранение выявленного нарушения.
12. Вопрос:
При осуществлении практической деятельности контрольно-надзорные органы принимают меры реагирования, используя различные документы. Это: предостережение, предписание, представление и предупреждение.
Что из себя по смыслу представляют каждый из них и какие последствия для хозяйствующих субъектов и граждан они могут вызывать?
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований это мера профилактического характера и оно выдается при условии, что нарушением обязательных требований не причинен вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде. Лицо, его получившее, вправе обратиться с возражением, апри его отсутствии обязано в установленный срок (минимальный срок не должен быть менее 60 дней) принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, и направить уведомление об исполнении предостережения.
Предписание об устранении выявленного нарушения выдается должностным лицом контрольно-надзорного органа, проводящим проверку, вместе с актом проверки. Лицо, допустившее правонарушение, обязано устранить его в установленный срок и уведомить об этом должностное лицо, выдавшее предписание. Со стороны должностного лица должны приниматься меры по контролю за устранением выявленного нарушения.
Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершениюадминистративного правонарушения, направляется по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении организации или должностному лицу, которые обязаны в течение месяца со дня его получения принять меры по устранению указанных в представлении причин и условий и направить ответ.
Кстати, неисполнение предписания или представления образует новый состав административного правонарушения и влечет административную ответственность.
Предупреждение является одним из административных наказаний и может применяться должностным лицом Россельхознадзора при замене более строго наказания – административного штрафа являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам.
13. Вопрос:
Между организациями, эксплуатирующимиподземные трубопроводы, и сельхозтоваропроизводителями возникают спорные ситуации при определении размера убытков, причиненных в результате проведения работ на объектах трубопроводного транспорта, расположенных в границах сельхозземель.
Используя какие нормативные документы, можно составить расчет убытков при таких ситуациях?
Порядок определения состава и размера убытков, порядок заключения соглашения о возмещении убытков, условия такого соглашения и порядок возмещения убытков устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 г. № 262.
Размер убытков определяется по соглашению сторон и рассчитывается в соответствии с методическими рекомендациями по расчету размера убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.01.2016 г. № 10.
Указанные методические рекомендации по заключению Министерства юстиции Российской Федерации в государственной регистрации не нуждаются (письмо Минюста России от 19.09.2016 г. № 01/107274-ЮЛ).
14. Вопрос:
Чем следует руководствоваться при проведении мелиорации сельхозземель?
Мелиорация земель осуществляется в целях повышения продуктивности и устойчивости земледелия, обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции на основе сохранения и повышения плодородия земель, а также создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель и формирования рациональной структуры земельных угодий.
Разработка проектов осуществляется правообладателями земельных участков, на которых планируется проведение мелиоративных мероприятий, самостоятельно либо с привлечением иных физических или юридических лиц.
Приводится перечень сведений, которые должны быть отражены в проектах.
Проекты мелиорации должны быть разработаны, согласованы и утверждены до начала проведения мелиоративных мероприятий. Согласование проектов осуществляется организациями, находящимися в ведении Минсельхоза России, информация о которых размещается на официальном сайте Минсельхоза России в сети «Интернет».
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований в области мелиорации земель, при нарушении которых рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляют органы государственного земельного надзора (подпункт «г» пункта 4 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 г. № 1.
15. Вопрос:
Какие документы необходимо использовать при восстановлении плодородного слоя почвы? И в какой срок лицо, допустившее нарушение почвенного покрова, должно начинать проведение рекультивации земель сельскохозяйственного назначения?
Так, согласно пункту 5 статьи 13 Земельного кодекса РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Правила проведения рекультивации и консервации земель, утверждены постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 г. № 800 (далее – Правила).
В соответствии с пунктом 24 Правил лица, обязанные проводить рекультивацию земель, должны направить уведомление об утверждении проекта рекультивации земель с приложением утвержденного проекта в Россельхознадзор (в случае, если планируется проведение рекультивации земель сельхозназначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).
Лица обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель (за исключением случаев разработки такого проекта в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства) и приступить к рекультивации земель в срок, установленный решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, а в случаях, если указанными документами этот срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены, или произошло нарушение земель лицами, не использующими земли или земельные участки на законном основании, или нарушение земель в результате природных явлений, в срок не позднее чем 7 месяцев:
а) со дня окончания лицом или органом государственной власти, органом местного самоуправления деятельности, осуществление которой привело к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
б) со дня совершения действия, в результате которого произошла деградация земель;
в) со дня выявления деградации земель;
г) со дня получения предписания, выданного Россельхознадзором о необходимости проведения рекультивации земель (пункт 26 Правил).
16. Вопрос:
Кто должен проводить агрохимический анализ почвы из паевых земель пайщик или арендатор?
Понятие воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения дается в Федеральном законе от 16.07.1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения». Это охранение и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения посредством систематического проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных, противоэрозионных и иных мероприятий.
Таким образом, эти обязанности должны выполняться как собственниками, так и арендаторами земельных участков сельскохозяйственного назначения в одинаковой мере.
Наряду с этим взаимоотношения между собственником (собственниками) земельных участков сельскохозяйственного назначения и их арендаторами должны выстраиваться в соответствии с договорными обязательствами.
Так, согласно пункту 3 статьи 5 ЗК РФ к участникам земельных отношений отнесены и арендаторы земельных участков – это лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды.
Пунктом 2 статьи 22 ЗК РФ установлено, что земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
Таким образом, выполнение всего комплекса мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, в том числе и агрохимических мероприятий, должно быть возложено на арендатора (субарендатора) таких земельных участков в пределах срока их аренды.
Обращаем внимание на то, что данное разъяснение не является обязательным для применения, так как Управление Россельхознадзора по Республике Башкортостан не уполномочено осуществлять официальное толкование законодательства.
17. Вопрос:
Рекультивация отсутствует, работы проводил Башнефть, заключил договор на проведение работ по рекультивации сельхозтоваропроизводителем. На кого будет составлен протокол?
Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Правила проведения рекультивации земель утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 г. № 800 (далее – Правила).
В случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и не установлены, то обязанности по рекультивации земель возлагаются на собственников земельных участков, иных обладателей прав на земельные участки, а также на органы исполнительной власти и органы местного самоуправления (в отношении земель, не предоставленных гражданам или юридическим лицам, и в иных случаях) (пункт 4 Правил).
Таким образом, в данном конкретном случае протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях («Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры»), может быть составлен в отношении лица, деятельность которого привела к деградации земель.
Обращаем внимание на то, что данное разъяснение не является обязательным для применения, так как Управление Россельхознадзора по Республике Башкортостан не уполномочено осуществлять официальное толкование законодательства.
18. Вопрос:
Провести общее собрание участников долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения при существующем кворуме в 50 процентов бывает затруднительно. Нельзя ли снизить существующий кворум?
Сделано это было в связи с тем, что законодатели посчитали устаревшей возможность проведения собрания при таком ограниченном числе дольщиков. Ведь решения собрания, принятого фактически меньшинством, будут обязательны для соблюдения всеми дольщиками.
Например, в пункте 1 статьи 181.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) говорится, что решение любого собрания, с которым закон связывает гражданско-правовые последствия, порождает правовые последствия, на которые решение собрания направлено, для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании (участников любого гражданско-правового сообщества), а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.
Участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения как раз и составляют гражданско-правовое сообщество, и решения собрания таких сособственников порождают последствия для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 181.2 ГК РФ решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и при этом в собрании участвовало не менее 50 процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества. Это тоже общее правило, базовый принцип корпоративного управления. А возможность принятия решения всего 20 процентов от общего числа дольщиков недемократична. Таким образом, было устранено противоречие между пунктом 5 статьи 14.1 Федерального закона № 101-ФЗ и общими принципами гражданского законодательства.
В тоже время законодатель предусмотрел развитие ситуации, когда могут возникнуть организационные трудности для достижения такого кворума на собрании.
В связи с этим в статье 14.1 обозначенного Закона появились новые пункты 5.1 и 5.2. Предусмотрено, что если из-за недостатка участников собрание провести не удалось, то можно попытаться организовать его повторно, но уже на других условиях. Они почти совпадают с теми, которые указаны в действующей пока редакции пункта 5 статьи 14.1 Федерального закона № 101-ФЗ. Лишь минимальный предел, при котором проведение повторного собрания допускается, повышен до 30 процентов. Сохранен второй вариант определения правомочности собрания - если способ указания размера земельной доли допускает сопоставление долей участников в праве общей собственности на земельный участок, владеющих более чем 50 процентов таких долей.
Обращаем внимание на то, что данное разъяснение не является обязательным для применения, так как Управление Россельхознадзора по Республике Башкортостан не уполномочено осуществлять официальное толкование законодательства.
19. Вопрос:
Необходимо упростить процедуру оформления у отказников паевых земель(пашни) в собственность сельского поселения с последующим предоставлением в аренду сельхозтоваропроизводителям.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 12 Федерального закона № 101-ФЗ без выделения земельного участка в счет земельной доли участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения по своему усмотрению вправе отказаться от права собственности на земельную долю.
Детализация отказа от права собственности на земельную долю прописана в пункте 1.1 статьи 12 Федерального закона № 101-ФЗ. Так, отказ осуществляется путем подачи заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности на земельную долю прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права. Одновременно возникает право собственности на данную земельную долю у городского округа, городского или сельского поселения по месту расположения земельного участка, от права собственности на земельную долю которого осуществлен отказ, либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории у муниципального района.
На наш взгляд процедура отказа от права собственности на земельную долю достаточно проста и не требует дополнительного упрощения.
Обращаем внимание на то, что данное разъяснение не является обязательным для применения, так как Управление Россельхознадзора по Республике Башкортостан не уполномочено осуществлять официальное толкование законодательства.
20. Вопрос:
Имеет ли право Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Башкортостан взыскивать штрафы и предъявлять иски на возмещение нанесенного ущерба?
О чем идет речь.
Во-первых, о наложенных должностными лицами Управления административных штрафах за совершение административных правонарушений, подведомственных Россельхознадзору. Так в 2019 году в ходе рассмотрения административных дел Управлением вынесено 1031 постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа на общую сумму 9,8 млн рублей, при этом было взыскано 8,3 млн рублей. Свыше 58% этой суммы составляют штрафные санкции, примененные по нарушениям требований земельного законодательства (5,7 млн рублей), 30% - в области ветеринарного законодательства (2,9 млн рублей) и около 12% - в области законодательства о карантине растений, качестве и безопасности зерна и семенного контроля (1,1 млн рублей).
В случае, если к установленному сроку по вступившим в силу постановлениям о привлечении к административной ответственности штраф не уплачен, то должностными лицами Управления в отношении виновных лиц составляются протоколы об административном правонарушении по ч. 1 статьи 20.25 КоАП РФ, которые направляются для рассмотрения мировому судье. Это нарушение, посягающее на общественный порядок, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов. Всего за 2019 год Управлением составлено 19 таких протоколов.
Кроме того, Управлением в соответствии со статьями 12, 30 и 33 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в 2019 году в Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан для принудительного взыскания задолженностей по штрафам направлено 64 материала на общую сумму 1 млн 863 тыс. 200 рублей. Основную долю неуплаченных в добровольном порядке штрафов (1 млн 717 тыс. рублей или 92%) составляют штрафы, наложенные за совершение нарушений земельного законодательства. Это и понятно, так как штрафные санкции в этой области достаточно высокие.
Во-вторых, о направляемых в судебные инстанции исках по возмещению ущерба. В основном предметом таких исков является возмещение вреда, причиненного почве как объекту окружающей среды в стоимостном выражении и путем проведения рекультивации в соответствии с проектом рекультивации нарушенных земель. Иски предъявляются хозяйствующим субъектам, допустившим в ходе своей деятельности порчу земель сельскохозяйственного назначения путем уничтожения плодородного слоя почвы или его загрязнения в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления. Размер вреда устанавливается в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды методикой, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.07.2010 г. № 238, в зависимости от площади участка, на которой допущена порча земель.
За последние 5 лет Управлением в рамках государственного земельного надзора подано 11 исковых заявлений на общую сумму более 18 млн рублей, из них 4 иска на общую сумму свыше 2 млн рублей удовлетворено, 3 иска находятся в стадии рассмотрения и 4 иска не удовлетворено.
Исходя из судебной практики, Верховный суд РФ подтвердил право территориальных управлений Россельхознадзора взыскивать штрафы и предъявлять иски на возмещение нанесенного ущерба.
21.Вопрос: Имеются ли ограничения и правила по строительству жилых объектов недвижимости на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в общедолевой собственности?
Те, кто «нарезает» и продает участки для строительства такого жилья, не утруждают себя проведением долгой и дорогостоящей процедуры по изменению категории земель с внесением изменений в генеральный план развития сельского поселения, являющейся по сути главной и необходимой для того, чтобы люди, построившие жилые дома, могли в законном порядке поставить на кадастровый учет земельные участки и зарегистрировать право собственности и на землю и на объекты недвижимости.
Процедура выделения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в счет земельных долей (паев) особой сложности не вызывает. При соблюдении норм Главы IIIФедерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и статьи 22 Закона Республики Башкортостан «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» появляется новый участок. Однако его использование для целей ведения сельского хозяйства порою не входит в планы новоиспеченного собственника (собственников). «Правдами и неправдами» через местный муниципалитет меняется вид разрешенного использования такого участка с «для сельскохозяйственного производства» на «для ведения дачного строительства» или «для садоводства», создается громкое название, включается вездесущая реклама и на пашне появляются дома. А когда дело доходит до регистрирующего органа, то у счастливых «дачников», «садоводов» и «поселенцев» возникают определенные проблемы. А у надзирающих органов, обязанных следить за соблюдением законов, появляются вопросы по целевому использованию таких сельхозугодий, так как они имеют особый статус и ценятся выше прочих.
Именно поэтому в 2016 году законодатель ввел в статью 78 Земельного кодекса Российской Федерации новую норму (пункт 4) согласно которой вокруг населённых пунктов на расстоянии 30 км все земли могут быть только сельскохозяйственными, при этом исключается расположение новых промышленных объектов в непосредственной близости от жилой зоны.
Время не стоит на месте. На сегодняшний день в основном законе садоводов и огородников исчезли понятия «дачное некоммерческое объединение», «дачное хозяйство», «дачный земельный участок», которые присутствовали в уже не действующем Федеральном законе № 66-ФЗ. На смену пришел Федеральный закон от 29.07.2017 г. № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в котором прописано (статья 23) каким параметрам должны соответствовать жилой и садовый дома, а также процедура признания садового дома жилым домом и наоборот, отсылая нас к пункту 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и к Порядку признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, введенному постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2018 г. № 1653 соответственно.