A A A     Белыый контрастный Черный контрастный Синий контрастный     Скрыть картинки Показать картинки     Ч/б картинки Цветные картинки
В сфере карантина растений

1. Отменены ли требования на оформление карантинного сертификата на перевозку груза внутри страны, если на территории, из которой вывозится продукция, не введен карантинный режим?


Ответ: Если на территории района (откуда планируется вывоз подкарантинной продукции) не установлены карантинные фитосанитарные зоны по карантинным объектам то, руководствуясь нормами, установленными Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 206-ФЗ «О карантине растений», ст. 8 Федерального закона от 15.07.2000 № 99-ФЗ «О карантине растений» и Указанием Федеральной службы Россельхознадзора, вывоз подкарантинной продукции осуществляется без карантинной сертификации.

Вместе с тем сообщаем, что карантинные сертификаты оформляютсяна подкарантинную продукцию, указанную в Перечне подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границеЕвразийского экономического союза итаможенной территорииЕвразийского экономического союза, утвержденном Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 318.

Оформление карантинных сертификатов осуществляется в соответствии с Приказом Минсельхоза от 13 июля 2016 г. № 293 «Об утверждении порядка выдачи фитосанитарного сертификата, реэкспортного сертификата и карантинного сертификата».




2. Правомерен ли отказ в выдаче карантинного сертификата производителю продукции (груза), если покупатель данного груза не представил акт фитосанитарного обеззараживания склада для приемки продукции.


Ответ: Исчерпывающий перечень документов, который необходимо предоставить на получение государственной услуги, утвержден Приказом Минсельхоза России от 13 июля 2016 г. № 293 «Об утверждении порядка выдачи фитосанитарного сертификата, реэкспортного сертификата, карантинного сертификата», зарегистрировано в Минюсте РФ от 12.08.2016 г. № 43221.

Документ, подтверждающий проведение профилактического фитосанитарного обеззараживания складских помещений, предназначенныхдля хранениязаявленной к ввозу подкарантинной продукции, в соответствии с Порядкоморганизации проведения работ по обеззараживанию подкарантинных объектов методом газации и работ по их дегазации, утвержденным приказом Минсельхоза России от 29 августа 2008 г. N 414 является обязательным.

Но, в то же время по Указанию Федеральной службы Россельхознадзора при подаче заявления на оформление карантинного сертификата, если подкарантинным грузом является семенной материал, предназначенный для посевабез хранения, акт обеззараживая не требуется.




3. Какие документы нужны при перевозке зерна по России?

Ответ:
Перевозка зерна по территории России осуществляется в соответствии с карантинными фитосанитарными требованиями и требованиями технического регламента  Таможенного союза «О безопасности зерна».
Согласно ст. 21 Федерального закона «О карантине растений» от 21.07.2014 г          № 206-ФЗ: в случае введения карантинного фитосанитарного режима и установления временных ограничений, вывоз из карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции, для которой характерны заражение и (или) засорение карантинным объектом, в связи с выявлением которого введен карантинный фитосанитарный режим, осуществляется на основании карантинного сертификата в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Перевозка такой подкарантинной продукции допускается при условии указания в документах, сопровождающих груз, уникального идентификационного номера карантинного сертификата.
В соответствии со ст. 3, 7 технического регламента  Таможенного союза «О безопасности зерна» ТР ТС 015/2011, утв. Решением КТС от 09.12.2011 г зерно, выпускаемое в обращение на единую таможенную территорию Таможенного союза, поставляемое на пищевые и кормовые цели, подлежит подтверждению соответствия в форме декларирования соответствия. Каждая партия поставляемого зерна при его выпуске в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза сопровождается товаросопроводительными документами, которые должны содержать информацию о декларации о соответствии партии зерна требованиям настоящего технического регламента.



4. В связи с изменением номера транспортного средства, хотим переоформить фитосанитарный сертификат, какова процедура переоформления?

Ответ:
Фитосанитарный сертификат (ФСС) может быть переоформлен не более одного раза без проведения дополнительных исследований, при условии сохранения целостности партии. ФСС переоформляется и выдается уполномоченным органом или территориальным подразделением уполномоченного органа, в регионе деятельности которого находится перевозимая подкарантинная продукция, в течение 1 рабочего дня.
 Также, переоформление ФСС допускается во время нахождения в пути партии подкарантинной продукции. Переоформленный ФСС выдается в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации после проведения должностным лицом территориального подразделения уполномоченного органа, на территории которого расположено место убытия, осмотра партии подкарантинной продукции на предмет сохранения целостности партии.
Заявление о необходимости переоформления ФСС (с указанием номера ФСС, подлежащего переоформлению, вида и количества подкарантинной продукции в указанной партии и места ее назначения) может быть подано письменно, в электронной форме или любым доступным способом, в том числе во время нахождения партии подкарантинной продукции в пути.
При подаче заявления о необходимости переоформления ФСС требования, установленные порядком подачи заявления на выдачу ФСС, не применяются. В случае заявления экспортером подкарантинной продукции требования о переоформлении ФСС в течение срока действия сертификата.



5. Должны ли быть у изготовителей зерна и лиц, не являющихся изготовителями зерна, документы, подтверждающие отсутствие в сельхозпродукции превышения предельно допустимых уровней остаточных количеств пестицидов (далее – ОКП) при сдаче зерна на элеватор?

Ответ:
  1. Правообладатели земельных участков обязаны осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду.
В соответствии с абзацем вторым статьи 7 Федерального закона от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Федеральный закон № 101-ФЗ) правообладатели земельных участков вправе проводить агротехнические, агрохимические, мелиоративные, фитосанитарные и противоэрозионные мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Под агрохимическим мероприятием понимается совокупность научно обоснованных приемов применения агрохимикатов и пестицидов в целях воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения при обеспечении мер по безопасному обращению с ними в целях охраны окружающей среды (статья 1 Федерального закона № 131-ФЗ).
В случае выполнения такого мероприятия правообладатели земельных участков обязаны обеспечивать контроль за содержанием в почвах ОКП и возможных опасных метаболитов или компонентов использованных препаратов (пункт 10 статьи 5 Закона РБ № 131-з). Федеральный закон № 101-ФЗ такой обязанности не устанавливает, но обязывает правообладателей земельных участков выполнять другие обязанности, предусмотренные, в том числе, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Все это должно фиксироваться в документации, имеющейся у сельскохозяйственного товаропроизводителя, использующего применение агрохимикатов и пестицидов на землях сельскохозяйственного назначения (журнал учета применения пестицидов и агрохимикатов, паспорт агрохимического обследования). После применения пестицидов и агрохимикатов необходимо провести анализ по содержанию в почве остаточного количества пестицидов.
Дополнительно следует отметить, что согласно статье 11 Федерального закона № 101-ФЗ одним из направлений обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения является осуществление контроля за качеством используемых в целях обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения агрохимикатов и пестицидов и контроль за безопасным обращением с ними, а статьей 17 Федерального закона № 101-ФЗ предусмотрено обязательное подтверждение соответствия агрохимикатов и пестицидов согласно Федеральному закону от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании (статья 23) и Правилам проведения сертификации химической продукции (пункт 6.2), утвержденным постановлением Госстандарта Россииот 03.12.1999 г. № 61 (зарегистрировано в Минюсте РФ 27.03.2000 г. № 2167).
  1. Согласно требованиям по обеспечению выпуска безопасной пищевой продукции, содержащихся в Санитарных правилах и нормативах (СанПиН 1.2.2584-10), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.03.2010 г. № 17 (зарегистрировано в Минюсте России 06.05.2010 г. № 17126), продовольственное сырье и пищевые продукты по содержанию в них остаточных количеств пестицидов, токсичных и опасных веществ и соединений должны соответствовать гигиеническим требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 21.4.1.)
Сельскохозяйственная продукция, направляемая для реализации населению, хранения и переработки, должна иметь документ производителя о качестве продукции, оформленный в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и содержащий информацию о пестицидах, применяемых при производстве данной продукции и дате последней обработки ими (п. 21.4.2).
В случаях нарушения регламентов применения пестицидов и агрохимикатов реализация сельскохозяйственной продукции приостанавливается до проведения аналитических исследований на наличие ОКП и возможных опасных соединений.
Продукция с превышением установленных максимально допустимых уровней содержания токсичных и опасных веществ не допускается к реализации населению (п. 21.4.3).
  1. Кроме того, статьей 5 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности зерна» (ТР ТС 015/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 г. № 874, установлено, что определение остаточных количеств пестицидов (ОКП), за исключением пестицидов, указанных в приложениях 2, 4 к настоящему техническому регламенту, проводится на основании информации об их применении, предоставляемой изготовителем (поставщиком) зерна при выпуске его в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза. Показатели их содержания в зерне не должны превышать предельно допустимых уровней, указанных в приложении 6 к настоящему техническому регламенту (п. 3).
Не допускается выпуск в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза зерна, если содержание в нем остаточных количеств действующих веществ пестицидов, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством государства – члена Таможенного союза, и указанных в приложениях 2, 4, 6 к настоящему техническому регламенту, превышает допустимые уровни (п. 4).
Таким образом, как изготовитель зерна, так и поставщик зерна обязаны иметь вышеуказанные документы.



6. Как проводится карантинное фитосанитарное обеззараживание?

Ответ:
Уважаемые граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, занимающиеся импортными и межрегиональными перевозками подкарантинной продукции (подкарантинного груза, подкарантинного материала).
По вопросам проведения обеззараживания подкарантинной продукции, подкарантинных объектов (складов, хранилищ, транспортных средств, контейнеров, земель любого целевого назначения и т.п.) в карантинных фитосанитарных целях, в том числе в профилактических целях, Управление Россельхознадзора по Республики Башкортостан разъясняет следующее. 
Карантинное фитосанитарное обеззараживание – это процедура по уничтожению, удалению, стерилизации (лишению репродуктивной способности) вредных организмов или лишению их жизнеспособности, направленное на недопущение ввоза на территорию Российской Федерации, а также распространения по территории зараженной или засоренной продукции растительного происхождения, создающей угрозу безопасности населения, жизни и здоровью человека. Перечень проведения обеззараживания регламентирован Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 206-ФЗ  «О карантине растений» (далее – Федеральный закон № 206-ФЗ).
С 1 января 2018 года, в соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона № 206-ФЗ, работы по карантинному фитосанитарному обеззараживанию проводятся юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, получившими лицензию на право проведения таких работ, в соответствии с Положением о лицензировании деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на право выполнения работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2017 г. № 133. Лицензия выдается на выполнение работ по обеззараживанию, предусмотренных перечнем, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2016 г. № 768 «Об установлении видов работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию».
Работы по обеззараживанию в соответствии с Федеральным законом № 206-ФЗ проводятся в следующих случаях:
1) ввоза в Российскую Федерацию или вывоза из Российской Федерации подкарантинной продукции, подкарантинных объектов;
2) оформления карантинного сертификата;
3) оформления фитосанитарного сертификата;
4) вынесения должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений, предписания о проведении карантинного фитосанитарного обеззараживания подкарантинной продукции;
5) выбора собственником подкарантинной продукции карантинного фитосанитарного обеззараживания подкарантинной продукции в качестве карантинной фитосанитарной меры в случае, если подкарантинная продукция заражена и (или) засорена карантинными объектами.
По результатам проведения карантинного фитосанитарного обеззараживания составляется акт карантинного фитосанитарного обеззараживания в форме, установленной федеральным органом исполнительной власти.